№ 47 (14536)

Время: 22:12
Пятница, 9 Декабря 2016г.

Издается с 30.09.1933г.
www.OKTMAG.spb.ru
 









  Пятница
09/12/2016

№ 47 (14536)
 
 
  • Реальный класс
    При поддержке ОАО «РЖД» для будущих железнодорожников оборудована лаборатория управления движением
  •  

    В Санкт-Петербургском техникуме железнодорожного транспорта на Бородинской улице – большое, долгожданное событие. При поддержке холдинга «РЖД» и Октябрьской дороги здесь открылся новый учебный класс – лаборатория управления движением.

    Пятый этаж, аудитория 525. В «свежеиспечённой» лаборатории собрались гости, чтобы поздравить преподавателей и студентов с её открытием.
    Торжественно вручая технический паспорт директору техникума Евгению Шехтману, заместитель начальника ОЖД по кадрам и социальным вопросам Владимир Одинцов напомнил: для подготовки специалистов, развития их компетенций необходима современная техника. Компания «РЖД» и Октябрьская дорога заинтересованы в том, чтобы в отраслевых учебных заведениях внедрялось как можно больше новых технологий.
    В свою очередь, Евгений Иосифович поблагодарил железнодорожников от имени преподавательского состава: «Учитывая добрые отношения с нашим главным работодателем – «Российскими железными дорогами», мы обратились к руководству с просьбой помочь в создании нового учебного класса, и нас услышали. Спасибо за столь щедрый подарок в это непростое время!»
    Важность для университетского комплекса блока, связанного с подготовкой специалистов среднего профессионального образования, подчёркивает проректор ПГУПСа по воспитательной работе и связям с производством Пётр Рыбин:
    – Для компании «РЖД» важны как инженеры, так и кадры, получившие среднее профессиональное образование. Выпускники приходят на производство уже готовыми специалистами. И обучаться они должны на тех программах, на том оборудовании, которые используются в компании.
    А пока – небольшая экскурсия по лаборатории. В классе 26 посадочных мест, 13 – рабочих, которые оборудованы тренажёрами, специальной автоматизированной обучающей системой. И одно рабочее место является тренажёром приёмосдатчика груза и багажа.
    – Лаборатория предназначена для практических занятий при изучении ряда спецдисциплин и междисциплинарных курсов, – поясняет заведующая отделением движения техникума Надежда Губа. – Студенты будут проходить здесь учебную практику по организации управления движением, обеспечению грузовых перевозок. Они смогут осваивать поездную и маневровую работу на станциях, применять методы диспетчерского регулирования на участках, отрабатывать действия в нестандартных ситуациях. Программное обеспечение разработали и предоставили специалисты НПО «Желдоравтоматизация» с учётом наших пожеланий и возможностей.
    Занятия в лаборатории начались ещё до её официального открытия. Заведующий лабораторией Иван Шутов сейчас проводит с третьекурсниками-движенцами открытый урок в форме деловой игры. Тема – «Технология местной работы на участке»: отрабатывается взаимодействие оперативного персонала при организации поездной и маневровой работы. Студенты сосредоточенно смотрят в экраны, отвечают на звонки телефонов, которые установлены на столах: «дежурные по станции» общаются с «поездными диспетчерами». Всё максимально приближено к реальности.
    – У нас таких возможностей не было, – говорит «патриарх» техникума Мария Семёновна Боровикова, отдавшая обучению движенцев 53 года. Она рада тому, как развиваются здесь основы, которые она когда-то заложила. – Передала эстафету в надёжные руки. И тесную связь с дорогой надо держать.
    На видном месте в аудитории табличка: «Лаборатория оборудована на средства ОАО «РЖД». Открытие нового класса стало примером взаимодействия холдинга и отраслевых учебных заведений, от которого выигрывают обе стороны.

    Наталья Александрова



     
  • Мобильность – для всех без исключения
    На вопросы нашего корреспондента отвечает Александр Казанский, заместитель начальника Северо-Западной региональной дирекции железнодорожных вокзалов
  •  

    – Александр Борисович, на днях отмечался Международный день инвалида. В последние годы на вокзалах многое делается для них. Можно сказать, лёд тронулся после ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов и подписания в 2014-м ФЗ о внесении изменений в законодательные акты по вопросам социальной защиты этой категории граждан?

    – Да, и во все проекты реконструкции вокзальных комплексов в обязательном порядке включаются теперь требования по обеспечению доступности не только для инвалидов, но и для всех маломобильных категорий граждан. Однако основные наши вокзалы имеют более чем столетнюю историю, и к нуждам инвалидов изначально они вообще никак не приспосабливались. Да и их реконструкция производится не так быстро, как хотелось бы, меры же нужно принимать сейчас. К примеру, главному петербургскому вокзалу – Московскому – уже 165 лет, а его модернизация к чемпионату мира по футболу запланирована на 2017–2018 годы. Поэтому компания «РЖД» создала Центр содействия маломобильным категориям граждан (проект которого, кстати, зародился на полигоне ОЖД). Обслуживание этих граждан производится на безвозмездной основе на всём пути следования. Мы принимаем активное участие в данной работе, встречая их у самых дверей своих вокзалов и помогая благополучно сесть в поезда. Производим необходимые действия и в обратном порядке. Для этого были разработаны специальные технологии обслуживания таких пассажиров, согласованные с региональными обществами инвалидов, что помогло учесть все имеющиеся нюансы.

    – Кто входит в категорию маломобильных граждан помимо собственно инвалидов?

    – Это, в частности, и пожилые люди, и пассажиры с младенцами. Если за помощью обращается бабушка, имеющая проблемы с самостоятельным передвижением, до поезда её бесплатно довезут на коляске, а багаж – на тележке. Каждый маломобильный гражданин имеет право на бесплатную доставку трёх единиц багажа общим весом не более 50 кг.

    – Работа ведётся по предварительно поступающим в Центр содействия заявкам?

    – Работать только по оформленным заявкам было бы удобнее и правильнее, но, увы, в половине случаев нам приходится действовать по факту прибытия мало­мобильного гражданина на вокзал. После обращения к дежурному помощнику начальника вокзала оперативно организуется необходимая помощь.

    – А сколько всего граждан обращается за такой помощью?

    – Рекордсмен – Московский вокзал Петербурга: за минувшие месяцы года там обслужили 5071 инвалида, это около 9% всего пассажиропотока в дальнем следовании. На столичном Ленинградском – в три раза меньше. Ну а в целом в масштабах СЗРДЖВ в этом году помощь оказана 7406 маломобильным гражданам. Начиная с 2014-го количество пассажиров такой категории увеличивается у нас ежегодно примерно на 100%.

    – Работники вокзалов справляются собственными силами?

    – Уже – нет. В нынешнем году, после того как количество маломобильных пассажиров ещё раз удвоилось, в ОАО «РЖД» приняли решение о привлечении к этой работе на договорной основе сторонних организаций. Сыграли тут свою роль и несколько жалоб граждан на то, что помощь лежачим больным, транспортируемым к поездам и из них на носилках, оказывается немедицинским персоналом. Трудно не согласиться с тем, при транспортировке таких больных к месту лечения или после выписки из стационара требуются определённые навыки. Нами был объявлен тендер, и выбранные на конкурсной основе специализированные компании уже начали оказывать такую услугу на семи вокзалах СЗРДЖВ: Московском, Витебском, Финляндском, Ладожском, Ленинградском, Мурманском и Калининград-Южном. Организовать это было непросто. Существуют коммерческие таксомоторные службы, которые возят инвалидов по разным адресам, в том числе и на вокзалы, но они заинтересованы в обеспечении замкнутой цепочки услуг. Всего лишь выгрузить носилки с лежачим больным возле вокзала и донести до вагона для них – не тот масштаб деятельности. В настоящее время бригады компаний, с которыми мы сумели заключить договоры, выполняют эту работу по заявкам СЗРДЖВ и других дирекций. Но уже в следующем году мы хотим изменить технологию работы и сделать дежурство таких бригад на вокзалах круглосуточным.

    – Понятно, что лежачим больным такая помощь будет необходима всегда, но барьеры на пути передвижения к поездам для остальных категорий маломобильных граждан в дальнейшем, после проведения на вокзалах реконструкции, должны исчезнуть полностью?

    – Всё будет делаться для этого. В Германии, к примеру, данную проблему блестяще решили уже много лет назад. В результате реализации соответствующей государственной программы там по любому вокзалу и любой платформе инвалид-колясочник может передвигаться абсолютно беспрепятственно и без посторонней помощи. Хочется верить, что уже через несколько лет так же будет и у нас. Тогда Центру содействия мобильности граждан останутся лишь логистические функции.

    Беседовала Ирина Верховная



     
  • Коротко
  •  
    Обошли конкурентов
    На прошлой неделе Октябрьская дирекция по управлению терминально-складским комплексом заключила договор с ООО «РемСтрой Групп» на поставку инертно-строительных материалов. Они будут использованы на строительстве автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Северный обход г. Пскова» (2-й пусковой комплекс).

    Это позволит увеличить объёмы перевозок на Октябрьской до­роге, по предварительным оценкам, на 500 тысяч тонн в год. Протяжённость обхода, который соединит трассы Псков – Изборск (А212) и Псков – Гдов – Кингисепп, – 8,73 км. Как сообщили в дирекции, тендер на строительство автодороги отслеживался с момента его размещения и до определения генерального подрядчика.
    Железнодорожникам удалось сформировать более конкурентоспособное по сравнению с автомобильным транспортом предложение по поставке строительных материалов на объект. Выгрузочные операции будет осуществлять Псковский участок Октябрьской дирекции по управлению терминально-складским комплексом. До заключения этого договора ООО «РемСтрой Групп» не являлось клиентом железной дороги.

    Галина Андреева


    Четвёртое место в рейтинге
    За 11 месяцев текущего года со станций Октябрьской дороги отправлено 93 млн тонн грузов, что на 7,3% больше, чем в январе–ноябре 2016-го. Грузо­оборот возрос на 1,7%.
    Коллективу магистрали удалось значительно улучшить качественные показатели эксплуатационной работы.
    Участковая скорость движения грузовых поездов повысилась к соответствующему месяцу прошлого года на 1,1 км/ч, производительность локомотива – на 4,7%. По этим позициям дорога занимает четвёртое место в сетевом рейтинге. Средний вес поезда увеличен на 35 тонн. В январе–ноябре текущего года улучшен и такой качественный показатель, как надёжность доставки грузов – на 1,7% к соответствующему периоду 2015-го.
    План погрузки в ноябре выполнен на 100%, однако относительно аналогичного периода прошлого года произошло сокращение объёмов – на 2,5%.

    Галина Артемьева


    «Юбилейный» автомобиль
    Северо-Западный филиал ФПК перевёз 10-тысячный автомобиль с начала предоставления услуги по их транспортировке в спецвагонах, включённых в составы пассажирских поездов.
    Погрузка «юбилейной» машины в автомобилевоз была произведена на площадке Северо-Западного центра организации перевозок транспортных средств в Санкт-Петербурге. Перед тем, как спецвагон отправился в Москву с поездом № 29/30, владелице машины, москвичке Анастасии Скопинской были вручены золотая карта «РЖД-Бонус», сертификат на оплату ужина в ресторане и букет цветов. За четыре года со дня запуска первого автомобилевоза с поездом сообщением Москва – Хельсинки популярность услуги выросла многократно. В 2016-м количество документов, оформленных на перевозку машин, увеличилось на 38% по сравнению с 2015-м. Самый востребованный маршрут – Санкт-Петербург – Москва. С начала года между двумя российскими столицами перевезено 1629 автомобилей, что на 15% больше, чем за сопоставимый период. Всего же действует восемь маршрутов, связывающих Москву и Петербург с Петрозаводском, Псковом, Адлером, Астраханью и Хельсинки. В стадии подготовки – направления на Казань, Воркуту, Анапу и Ростов.

    Ирина Серёгина


    Календарь недели
    •    9 декабря 1921 года образована военизированная служба охраны грузов и важных транспортных объектов от хищений и пожаров.
    •    13 декабря 1872 года вблизи железнодорожной станции Обухово открыто Преображенское кладбище.
    •    13 декабря 1909 года на ступеньках Царскосельского (Витебского) вокзала скоропостижно скончался поэт и драматург Иннокентий Аннен­ский.
    •    15 декабря 1862 года на Петербурго-Варшавской железной дороге открыто движение поездов до Варшавы.
    •    15 декабря 1962 года на главном ходу Ленинград – Москва началось регулярное вождение пассажирских поездов электровозами серии ЧС с конструктивной скоростью 160 км/ч.
    •    15–16 декабря в Октябрьской дирекции инфраструктуры состоится мероприятие по реализации молодежной политики.
    •    В декабре 1930 года в стране создан Централь­ный научно-исследовательский институт транспортного строительства.

    Объявление
    Комиссия по организации аукционных торгов по продаже кредитных историй ООО «ОБКИ» информирует: кредитные истории из базы данных
    ООО «ОБКИ» переданы на хранение в Центральный каталог кредитных историй. Акт приёма-пере­дачи № 2016/1 от 30 ноября 2016 года.



     
  • Надёжная защита во все времена
    Ведомственной охране железнодорожного транспорта исполнилось 95 лет
  •  

    История ведомственной (военизированной) охраны неразрывно связана с деятельностью железнодорожного транспорта. Днём её образования считается 9 декабря 1921 г., когда по инициативе наркома путей сообщения Ф.Э. Дзержинского ВЦИК и Совет труда и обороны РСФСР приняли «Декрет об организации охраны складов, пакгаузов и кладовых, а равно сооружений на железнодорожных и водных путях».

    Работники предприятия с честью прошли через все вехи истории нашей Родины: восстановление народного хозяйства и железнодорожного транспорта после Гражданской войны, индустриализация и первые пятилетки, годы Великой Отечественной войны и восстановления разрушенного хозяйства, период быстрого развития ж.д. транспорта, увеличение грузовых и пассажирских перевозок, становление и организация высокоскоростного движения.
    После принятия Федерального закона «О ведомственной охране» Правительство РФ утвердило Положение, в соответствии с которым на базе военизированной охраны была создана ведомственная охрана МПС России. В 2003 г. было создано федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана Министерства путей сообщения РФ», а на железных дорогах – его филиалы. В 2005-м, в связи с упразднением МПС, предприятие передано в ведение Росжелдора, и в том же году
    переименовано в ФГП ВО ЖДТ России. В 2006 году Указом Президента РФ № 1301 оно включено в
    Перечень стратегических предприятий и акцио­нерных обществ, тем самым подтверждена особая роль предприятия, выполняющего важные государственные задачи. В 2009 г. Правительство РФ утвердило Положение о ведомственной охране
    Росжелдора и издало распоряжение № 891р, на основании которого предприятие охраняет наиболее важные объекты ж.д. транспорта. В 2014-м ведомственная охрана Росжелдора отнесена к подразделениям транспортной безопасности, осуществляющим защиту объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства. Приказом Росжелдора № 25 от 25 января 2016 года ФГП ВО ЖДТ России наделено полномочиями по аттестации сил обеспечения транспортной безопасности на ж.д. транспорте и метрополитене.
    Филиал ФГП ВО ЖДТ России на Октябрьской магистрали выполняет задачи по защите наиболее важных объектов ж.д. транспорта от противоправных посягательств, охране грузов в пути следования и на станциях, по обеспечению транспортной безопасности, по профилактике пожаров. В состав филиала входят Бологовский, Санкт-Петербургский и Петрозаводский отряды, объединяющие стрелковые команды и пожарные поезда, в т.ч. нового поколения. Все пожарные поезда в 2016 году аттестованы на право ведения аварийно-спасательных работ и находятся в постоянной готовности. В целях отработки взаимодействия с пожарными подразделениями МЧС России проводятся совместные учения, а в 2016 году прошли соревнования среди отрядов по пожарно-прикладному спорту. Совместно с соответствующими структурами ОАО «РЖД» и правоохранительными органами на транспорте филиалом организована защита объектов инфраструктуры ж.д. транспорта и безопасности пассажирских перевозок на высокоскоростных участках ОЖД: Санкт-Петербург – Москва и Санкт-Петербург – Бусловская. Для оперативного руководства всеми силами и средствами на этих участках и поддержания взаимодействия со службами дороги и частными охранными предприятиями в составе филиала в 2012 г. создан единый ситуационный центр высокоскоростного движения. В 2016-м, благодаря выстроенной системе защиты высокоскоростного движения, за различные нарушения, в т.ч. обкидывание поездов, наложение посторонних предметов на пути, зацепинг, хищения ж.д. устройств задержаны 318 человек.
    На предприятии проводится последовательная работа по улучшению организации труда персонала и санитарно-бытовых условий. Налажено конструктивное сотрудничество с профсоюзом на принципах равноправного взаимодействия на основе Коллективного договора.
    За эти годы ведомственная охрана стала неотъем­лемой частью отрасли и совместно с ОАО «РЖД» решает комплексные задачи транспортной стратегии России, обеспечивая защиту и безопасность перевозок грузов и пассажиров, охрану объектов и имущества, пожарную безопасность инфраструктуры отрасли. Каждый работник вносит свою лепту в выполнение общих задач, приумножая достижения и сохраняя лучшие традиции предприятия.
     

    Подготовила Елена Смирнова



     
  • Маши­нист-инструктор: каким ему быть?
  •  

    При производстве экспертиз, связанных с событиями на железнодорожном транспорте из области безопасности движения, специалисты нередко сталкиваются с пробелами в нормативной базе и проблемой низкой квалификации машинистов-инструкторов. Эти вопросы были рассмотрены на прошедшей в ПГУПСе международной конференции «Локомотивы. XXI век».

    Среди её участников, помимо производителей, ремонтников и эксплуатационников, были и представители экспертного сообщества. Это специалисты, которые приходят на помощь тогда, когда локомотив или локомотивная бригада попадают в беду, а разговоры на тему «Кто виноват?» переносятся из кабинетов ревизоров в зал суда. Эксперты – учёные и практики, большинство из которых – бывшие машинисты, предложили ответы на вечный вопрос «Что делать?». В одном из докладов было отмечено, что в процессе производства судебно-технических экспертиз зачастую приходится исследовать действия локомотивной бригады. Авторы доклада, эксперты Александр Исаев и Дмитрий Курилкин, отмечают: «При выполнении экстренного торможения ручка крана машиниста оказывается в крайнем тормозном положении не сразу после обнаружения машинистом препятствия (или возникновения иной ситуации, требующей немедленной остановки поезда), а спустя некоторое время. Его можно назвать временем восприятия. А соответствующий ему путь, пройденный поездом, – путём восприятия. Действующие «Правила тяговых расчётов для поездной работы», принятые в 1980 году, не учитывают этого обстоятельства при расчёте полных остановочных путей поездов. Мы предлагаем использовать наработки коллег из гражданской авиации, у которых перед собственно действием предусматривается время на восприятие, обобщение, оценку ситуации и принятие решений». Пробел в правовом поле очевиден, и юристам-железнодорожникам есть над чем поработать вместе с транспортными психологами.
    Другая затронутая экспертами тема – это квалификация маши­нистов-инструкторов. Некоторые инструкторы сегодня  – не наставники, а надзиратели, пришедшие в профессию не из готовности поделиться опытом, а из карьерных соображений и стремления избавиться от тяжёлой поездной работы. Такой «учитель» уже утратил навык управления локомотивом и не может на практике показать машинисту, как действовать в различных ситуациях. В качестве решения проблемы авторы вновь обратились к успешному опыту авиаторов, у которых пилот-инструктор при проведении индивидуальной работы с лётным составом приходит в кабину полноценным членом экипажа. В случае, если работа проводится с командиром воздушного судна, инструктор ставится в наряд вторым пилотом. Если же со вторым пилотом, то он занимает кресло командира. При подготовке командира из числа вторых пилотов инструктор несколько недель выполняет совместную с ним лётную работу, обучая и оценивая степень готовности кандидата. Переняв этот опыт, железнодорожники обеспечат себя квалифицированными специалистами, к которым можно будет обратиться с любым вопросом, требующим использования практических навыков. Машинисты смогут говорить с ТЧМИ на одном языке. Из рядов инструкторов со временем исчезнут карьеристы, а подготовка кандидатов в машинисты выйдет на абсолютно иной качественный уровень.
    Если же, помимо ТЧМИ, поездную работу будут периодически выполнять и заместители начальников депо по эксплуатации, да и сами руководители этих предприятий из числа бывших машинистов (опять же, опираясь на опыт авиаторов), то и атмосфера в коллективах станет другой. Исчезнет страх машиниста перед наказанием, сама собой разрушится репрессивная система, при которой «попадание под проверку» автоматически означает для работника выявление какого-либо нарушения. Начальник депо, проводя хотя бы раз в месяц смену за контроллером, сможет во­очию увидеть, какие условия он создал для качественного исполнения обязанностей его подчинёнными.
    Авторы доклада, имеющие большой практический опыт, понимают, что прежде чем изменять характер работы ТЧМИ, их нужно избавить от бесконечной бумажной рутины, пересмотреть соотношение инструкторов и машинистов. АРМ ТЧМИ сегодня – не помощник, а обуза, ибо ведение бумажной документации не отменено. Возможно, в изменении будет нуждаться и сама система АРМ.
    Начальник Дирекции тяги Олег Валинский, принимавший участие в работе конференции, подтвердил, что проблема недостаточной квалификации машинистов-инструкторов существует, а высказанные по этому вопросу соображения признал требующими обсуждения.

    Сергей Вершинин



     
  • Шаг в завтра
  •  

    В рамках проекта «Шаг в завтра» прошла встреча председателя Дорпрофжела на ОЖД Александра Голубева со студентами Петербургского государственного университета путей сообщения.

    Яблоку негде было упасть в аудитории учебно-методического центра на Фонтанке – студенты вместе с председателем первичной профсоюзной организации Александром Хазбиевым собрались, чтобы получить ответы на вопросы о поддержке студенческого профактива, о перспективе молодых работников в ОАО «РЖД» и организациях транспортного строительства.
    Открывая встречу, председатель молодёжного совета Дорпрофжела Юрий Солодянкин пообщался с участниками и получил положительные отзывы о летнем отдыхе на турбазе «Буревестник» по путёвкам, предоставленным ЦК Роспрофжела. Все остались довольны и надеются на продолжение данной программы поддержки студентов в следующем году.
    В ходе диалога председатель Дорпрофжела Александр Голубев поделился с ребятами своим опытом работы со времён студенчества до сегодняшнего дня, рассказал про структуру и задачи, решаемые дорожной проф­организацией. Подробно остановился на примерах применения новых технологий на полигоне Октябрьской магистрали: скоростные поезда «Сапсан», «Аллегро» и «Ласточка», железнодорожная инфраструктура порта
    Усть-Луга и другое.
    – У нынешнего поколения студентов есть потенциал и возможности для успешной работы как на этих предприятиях, так и в железнодорожной отрасли в целом, – заметил Александр Валерьевич, высоко оценив уровень подготовки кадров в
    ПГУПСе.
    Говоря о профсоюзной работе в вузе, участники беседы уделили внимание тому факту, что у каждого студента есть возможность попробовать себя в организации и сопровождении профсоюзных мероприятий, развить навыки делового общения. Всё это в дальнейшем, несомненно, поможет не только в работе, но и в жизни.
    Продолжился разговор ответами на насущные вопросы студентов. В частности, речь зашла о студенческих строительных и педагогических отрядах и об отсутствии компенсации за проезд к месту их работы и обратно. Зачастую сумма, затрачиваемая студентом на транспорт, равна или даже выше заработанной, что отрицательно сказывается на мотивации участия в стройотрядовском движении. Тогда же было озвучено предложение воспользоваться услугами педагогических отрядов ПГУПСа
    при формировании персонала вожатых в летних оздоровительных лагерях дороги в следующем сезоне.
    Говоря о мотивации профсоюзного членства среди студентов, участники встречи отметили важность распространения электронного профсоюзного билета Роспрофжела и информации о партнёрах, предоставляющих скидку при его предъявлении. Здесь есть ещё нереализованный потенциал, который надо использовать.
    Поговорили о развитии скоростного железнодорожного транс­порта как в целом по России,
    так и в отдельных регионах, об ин­формационной политике в проф­союзе, о поддержке студенческих спортивных команд.
    По итогам встречи запланировано провести круглый стол по вопросам прохождения практики и трудоустройства студентов на железнодорожных предприятиях. Для старшекурсников будут организованы профориентационные выезды в Северо-Западную дирекцию скоростного сообщения и в порт Усть-Луга, где они познакомятся с передовыми технологиями, применяемыми на полигоне ОЖД.



     
  • Когда действует команда
    На вопросы нашего корреспондента отвечает Лидия Фокина, председатель ППО линейных станций западного участка (ДЦС-4) Петрозаводского региона
  •  

    Заканчивается 2016-й – год первичной профсоюзной организации. Мы уже рассказывали на страницах «ОМ» об опыте лучших из них. Сегодня у нас в гостях человек с сорокалетним стажем работы на этом поприще.

    – Лидия Петровна, начнём с главного – защиты прав и интересов работников. Часто ли Вам, выполняя эту функцию, приходится обращаться в вышестоящие инстанции?

    – Скажу честно: пока обходимся без обращений. Во-первых, мы работаем в команде с моими коллегами с южного и северного участков в рамках совета председателей ППО ДЦС-4. Во-вторых, ощущаем постоянную поддержку Петрозаводского территориального отдела Дорпрофжела, его председателя Нелли Владимировны Погодиной, правового и технического инспекторов. В-третьих, у нас сложились хорошие партнёрские отношения с работодателем, и в первую очередь – с руководителем ДЦС-4 Виктором Ивановичем Скутиным. Он – опытный движенец, работал и дежурным, и начальником станции, знает все проблемы изнутри. Мы говорим на одном языке, его двери всегда открыты для нас.

    – Вы можете привести примеры, когда удавалось сообща решить сложные вопросы?

    – На целом ряде станций нашего участка не было качественной питьевой воды, работники возили её с собой в бутылках. Мы взяли ситуацию на контроль, обсудили с руководством, и в смету заложили расходы на эту статью. Теперь туда, где это нужно, централизованно доставляем бутилированную воду.
    Другой пример. В Костомукше не было пункта обогрева работников, без которого в наших условиях Севера не обойтись. Профсоюз поднял этот вопрос, и в обеих горловинах станции установили модули, где имеется всё необходимое: рукомойники с горячей водой, холодильники, микроволновки, чайники. Кстати, рукомойники с подогревом теперь есть и на других станциях. Руководство обеспечило ими работников в соответствии с требованиями охраны труда. В рамках программы по ОТ проводятся графиковые косметические ремонты, решаются вопросы с санузлами.

    – Чтобы быть в курсе того, что происходит на местах, часто приходится выезжать на линию?

    – Совет председателей, созданный при региональном отделе Дорпрофжела, имеет годовой и квартальный планы выездов на станции. Мы, председатели трёх участков, комиссионно осматриваем наше общее хозяйство в преддверии зимы, контролируем выполнение режима труда и отдыха работников. Выходим в коллективы в Дни информации, а также после селекторных совещаний ЦК Роспрофжела. По специальному графику объезжаем участки, а если случается что-то безотлагательное, спешим туда на первом же поезде.

    – Западный участок, который находится в Вашем ведении, имеет два направления – на Петрозаводск и Санкт-Петербург?

    – Да, от Костомукши до станций Яккима и Чална Онежская. Общая протяжённость участка – порядка 500 км.
    – Лидия Петровна, станция Костомукша, которой летом будущего года исполнится 35 лет, – родная для Вас?

    – Она стала такой с момента её открытия в 1982 году, в котором довелось принимать участие. Тогда мы с мужем, составителем поездов, переехали сюда со станции Отрадное Ленинградской области. Я работала дежурной по станции и возглавляла первичку, а с 2007 года стала освобождённым председателем.

    – Ваши дети не пошли по стопам родителей?

    – Вообще-то, нашей семейной железнодорожной династии уже более 200 лет. Моя мама более 40 лет отработала монтёром пути в Приозерской дистанции, была профгруппоргом, и я девчонкой помогала ей клеить марки в членские билеты. Отец был кочегаром паровоза. Брат моего мужа и его жена – оба железнодорожники. Наш сын Александр был помощником машиниста в Петрозаводском локомотивном депо и сейчас работает по этой специальности, но в другом месте. Дочь Мария выбрала иную стезю – телекоммуникации.

    – Хочу спросить Вас, как опытного работника профсоюза с 40-летним стажем: как Вы оцениваете новый Колдоговор?

    – Ещё на стадии его подготовки мы давали свои предложения, и очень рады, что основные социальные льготы сохранены. Жаль только, что ими пользуются все, невзирая на членство в профсоюзе. Было бы логичнее, чтобы на работников, не вступивших в нашу организацию, не распространялись корпоративные привилегии – сверх трудового законодательства. И ещё очень важно добиться, чтобы северные надбавки получали молодые работники, независимо от стажа в компании. Молодёжь создаёт семьи, выплачивает кредиты и ипотеки, и для закрепления на железной дороге ей нужна мотивация.



     
  • Турнир, полный неожиданностей
  •  

    В Сочи завершился III Кубок Роспрофжела по хоккею с шайбой, прошедший на легендарной олимпийской арене «Шайба».

    Этот вид спорта приобретает всё большую популярность и востребованность в нашей стране. И среди железнодорожников из года в год растёт число команд и болельщиков. Тому подтверждение – турнир в Сочи, в котором приняли участие 13 команд, в том числе работники Октябрьской магистрали.
    Генеральным спонсором турнира выступил Роспрофжел, а организаторами стали РФСО «Локомотив», администрация и профсоюзная организация Севе­ро-Кавказской дороги.
    Накануне мероприятия с напутственным словом к спорт­сменам обратился лидер отраслевого профсоюза Николай Никифоров:
    – Хоккей примечателен тем, что в одиночку здесь победить нельзя – нужна команда, нужна сплочённость. Именно труд на железнодорожном транспорте
    требует такого отношения к делу, и всё это позволяет нам формировать команду, которая в состоянии решать любые не только спортивные, но и производственные задачи.
    Начало для сборной ОЖД было не очень удачным. Первые две игры были проиграны москвичам и будущим финалистам – команде Дальневосточной дороги. Казалось бы, всё: борьба за медали упущена, мотивации всё меньше. Но молния на груди – логотип нашей сборной – гнала игроков вперёд. И пошло-поехало: красивые комбинации, распасовки, шайбы в воротах соперников… В решающем матче за 9-е место со сборной Дирекции тяги игра шла на равных – с острыми моментами у обеих команд. Но удача всё же оказалась не на нашей стороне, итог встречи – 2:4.
    Борис Васильев, руководитель Санкт-Петербургского подразделения РФСО «Локомотив», комментируя выступление сборной, похвалил игроков за полную отдачу на площадке и отметил высокий игровой уровень команд:
    – Ребята выкладывались в каждом матче. Первые две игры пошли не по нашему сценарию. Дальше было легче, и команде удалось показать характер и качественный хоккей. На турнире приятно удивили высокие скорости. В этом году много неожиданностей преподнесли «тёмные лошадки»: Московский метрополитен дебютировал сверхуспешно, а дальневосточники, в прошлом году выступив не столь удачно, сумели прыгнуть выше головы и занять второе место.
    В финальном поединке за Кубок сошлись фавориты турнира: представители Дальне­восточной дороги – мощная команда, не проигравшая ни одной игры на протяжении всего отборочного тура, и молодые соперники из Московского метрополитена, уступившие лишь хоккеистам Горьковской дороги. При равной и чистой игре с убедительным счётом 3:0 победила команда москвичей.
    Закрывая турнир, первый заместитель председателя Рос­профжела Сергей Чернов отметил его яркость и уникальность, высокую организацию и значимость для физического и духовного воспитания работников.



     
  • Сила – в сплочённости
  •  

    – Если использовать официальную формулировку, профсоюз – это объединение на добровольной основе работников, связанных профессиональными интересами. Его главной целью является защита прав и интересов своих членов как на трудовом, так и на социальном уровне. Давайте подробнее остановимся на том, кому и для чего нужен профсоюз?

    При найме человек понимает, что перед ним будут ставиться определённые задачи, которые предстоит выполнять. Ему приходится подчиняться работодателю, и это правильно. В определённом смысле он попадает в зависимость от своего начальника. Что же происходит, если между руководителем и работником возникает конфликтная ситуация?
    Столкнувшись с несправедливым к себе отношением, работник зачастую не в силах это изменить и не может найти адекватные и верные меры противодействия. Ситуация меняется, когда в разбирательство трудового конфликта включается проф­союз, который готов сопротивляться любому произволу работодателя. Он защищает права каждого члена, и вся сила «начальственного огня» падает на профсоюзную организацию, а не на конкретного работника.
    Главная сила профсоюза в его сплочённости – ему невозможно сделать выговор или, например, уволить его в связи с изменением штатного расписания. Работники создают профсоюзные организации и вступают в них, чтобы не поодиночке, а вместе искать истину и добиваться решения сложных вопросов.
    На что может рассчитывать работник, который является членом профсоюза? На социально-экономические льготы и все те нормы, которые прописаны в его трудовом договоре. На помощь при переводе на другую должность, увольнении, содействие в соблюдении режима труда и отдыха, требований охраны труда, в получении компенсаций, гарантий. На финансовую поддержку в трудных жизненных ситуациях: обеспечение страховых выплат при травме в быту, предоставление займов на выгодных условиях, помощь профсоюза в выделении путёвок на лечение в пансионатах и санаториях работников и членов их семей.
    Любой сотрудник должен понимать, что, не став членом проф­союза, он лишает себя такой поддержки и остается один на один с работодателем.
    В свою очередь, работодатель, сотрудничая с профсоюзом, получает немалую выгоду. У него появляется социальный парт­нёр, роль которого закреплена и обоснована действующим законодательством. Такой помощник берёт на себя и ответственность, оговорённую нормами.
    Профсоюз контролирует соблюдение интересов работников, а значит, выполняет часть социальных обязательств собственника предприятия. Проф­союз нацелен на повышение производственных результатов, укрепление боевого духа коллектива, сохранение трудовой дисциплины. Он помогает в обеспечении норм охраны труда, соблюдении трудового законодательства. Любой работодатель, думающий о перспективе, тесно взаимодействует с профсоюзом. Вместе мы – сила!

    Мария Королёва,
    председатель ППО Санкт-Петербург-Московской дистанции пути



     
  • «Всё по закону!»
    Так называлось физкультурное мероприятие, посвящённое Дню юриста
  •  

    Впервые свой профессиональный праздник сотрудники юридической службы ОЖД отметили таким необычным образом. Первичная профсоюзная организация управления дороги подала идею и провела для них спортивные старты, а руководитель физкультурно-оздоровительного центра Октябрьской железной дороги Аркадий Дегтярёв предоставил в их распоряжение помещения.

    Для участия в соревнованиях в Санкт-Петербург приехали юристы из всех шести региональных отделов службы. И мы, привыкшие их видеть в строгих костюмах, при галстуках, не сразу узнали в спортивной экипировке специалистов судебно-арбитражной, договорно-право­вой работы…
    После интенсивной танце­вальной разминки, которую мастерски провела чемпионка мира и Европы по акробатическому рок-н-роллу Валентина Воронович, ребята разбились на четыре команды, каждая выбрала капитана и свой девиз. На построении начальник службы Владимир Иванов пожелал молодым коллегам удачи и поблагодарил профсоюз за помощь в организации праздника. В свою очередь, заместитель председателя ППО управления дороги Анатолий Бруй отметил важность задач, которые решают юристы, и посоветовал им привносить в работу больше драйва и творчества.
    Когда микрофон взял главный арбитр соревнований, судья республиканской категории, заслуженный тренер РФ Игорь Воронович и представил своих помощников, все поняли: шутки в сторону, здесь всё «по-взрослому».
    Для начала участникам предложили простые задания: команды метали кольца и дротики в цель. После колец и дартса перешли к более сложным испытаниям. Эстафеты следовали одна за другой. Сотрудники юридической службы преодолевали различные препятствия, на скорость перемещали снаряд «перекати-поле», выполняли элементы флорбола, баскетбола и мини-футбола, причём некоторые – в специальной экипировке – «гигабутсах», что придавало действу особый колорит.
    Необычным был конкурс капитанов: впервые на Октябрьской железной дороге и впервые в закрытом помещении соревновались в спортивном ориентировании. Это было оригинально, динамично и зрелищно. Страсти зашкаливали!
    Пока судейская бригада подсчитывала итоговые баллы, спорт­смены-юристы замерли в ожидании вердикта. Команда «Ну, погоди!», занявшая четвёртое место, но стойко боровшаяся за победу, получила корзину конфет. «Как разделить увесистую сырную голову на 9 человек?» – прикидывали участники команды «Победа», которым этот питательный приз вручили за третье место. Соперников из команды «Звезда», опередивших их всего на один балл и вышедших на второе место, по­ощрили большим набором канцелярских принадлежностей. А героями дня стали «Звездуновы», каждому из которых повесили на грудь медаль и выдали билеты в цирк. Ведь после трудной работы на ниве юриспруденции нужна эмоциональная разгрузка.
    Победителей чествовали руководитель службы Владимир Иванов и председатель ППО управления дороги Людмила Рассмагина, которая прочитала участникам стихотворное поздравление. Что ж, праздник удался на славу!

    Елена Ануфриева



     
  • Труд и верность Галины Корсунской
  •  

    Она родилась в Кировске в июле 1941-го. И сразу, совсем крохой, была ранена, когда фашистская авиация бомбила роддом. Ранение на голове потом лечили несколько лет. Семья её родителей-железнодорожников вскоре стала многодетной: Галя была старшей из семи ребятишек.

    После школы мечтала стать педиатром, полгода стажировалась в железнодорожной больнице, помогала во время операций. Но со старшей дочери – спрос особый. И однажды мама строго сказала: «Устраивайся на работу – сегодня же!». Ослушаться нельзя. И Галина устроилась в локомотивное депо Кандалакша обтирщиком электровозов, где смышлёную и расторопную девушку быстро приметили. Она стала учеником техника по замерам деталей тепловозов, затем техником, а потом её и в ЛИИЖТ направили учиться – на инженера-электромеханика.
    37 лет отработала Галина Корсунская в Мурманском регионе. В 70-е занималась электрификацией линий, организовывала бригады, постоянно выезжала на перегоны. Муж – тоже железнодорожник, многие годы возглавлял станцию Апатиты. Родились сыновья, а потом Галина Николаевна взяла в семью и 12-летнюю младшую сестру: пожилым родителям уже было тяжело. Чтобы больше внимания уделять семье, с должности и.о. начальника трансформаторного цеха перешла в дежурные электромеханики на тяговых подстанциях. С 1986 по 1996 годы работала в отделе капстроительства Мурманского отделения, как старший инспектор занималась вопросами реконструкции узлов Апатиты, Кандалакша, Оленегорск, Мурманск…
    Одно из ярких воспоминаний – строительство станции Апатиты-Сортировочная. Этот сложнейший проект сдали за 3 года.
    – Сегодня хотелось бы поблагодарить всех эксплуатационников, кто принимал участие в строительстве «Сортировки». Смогли успеть до развала Советского Союза в 90-е, справились с минимальными затратами. И всё получилось! Сегодня невозможно представить, как обходились в Заполярье без этой станции. Недавно, по пути на празднование
    100-летия Мурманской дороги, видела из окна поезда, как станция работает, как прекрасно она освещена.
    Эта важная веха работы Корсунской отмечена министерским поощрением, как и участие в других значимых событиях – таких как электрификация и ввод в эксплуатацию участка Кандалакша – Лоухи в 1974 году или модернизация Мурманского энергоучастка к его 50-летию в 1985-м. Галина Николаевна ездила в десятки командировок, чтобы организовать полное обновление устаревшего оборудования.
    Активная и деятельная, Галина Корсунская и переехав в Петербург ведёт насыщенную жизнь. Играет важную роль в общественной организации «Кольское землячество в Санкт-Петербурге», состоящей в основном из железнодорожников и транспортных строителей Севера. Ветераны устраивают мероприятия, организуют поездки, встречи, собираются семьями.
    Осенью 75-летняя Галина Николаевна побывала на торжествах в родном Заполярье. И на прошлой неделе была награждена медалью «За труд и верность».

    Наталья Александрова



     
  • Ишака сменила... железная дорога
  •  

    В этом году исполнилось 185 лет со дня рождения человека, имя которого мало кому известно. Между тем он непосредственно причастен к тому, что Россия в последние десятилетия остаётся на плаву в самые кризисные времена. Потому что у нас добывается чёрное золото – нефть.

    Уроженец Санкт-Петербурга Ми­хаил Яковлевич Белямин был незаконнорожденным сыном крупного чиновника Якова Дружинина и получил фамилию от французского «belle amie» – «милый друг». Его юность пришлась на 1840-е, когда строившаяся Петербурго-Московская железная дорога, ещё не имевшая своих учебных заведений, открыла отделение пансионеров в Горной технической школе при Технологическом институте. Его в 1849 году и окончил с отличием Михаил Белямин, получив квалификацию кондуктора. Два года он практиковался на Александровском заводе, принадлежавшем дороге, а с открытием движения по ней работал на приёмке-отправлении поездов, вёл счета в канцелярии 1-го отделения и т.п. Возможно, он сделал бы неплохую карьеру на железнодорожном поприще, но его подвела болезнь глаз, из-за которой в 1856 году он ушёл с дороги.
    Последующие годы он пытался найти своё место в ряде направлений деятельности, но успеха не снискал. Судьба улыбнулась ему, лишь когда он получил место директора Сампсониевского вагоностроительного и машиностроительного завода, который наряду с производством железнодорожных вагонов принимал заказы и артиллерийского ведомства. Этим же он продолжил заниматься и в 1875 году, когда перешёл на службу к шведскому предпринимателю Людвигу Нобелю. Вскоре его имя стало хорошо известно в России, так как завод Нобеля отличился во время русско-турецкой войны изготовлением и поставками разрывных снарядов – шрапнели.
    К этому времени Нобель уже обратил внимание на большие запасы у России нефти – в Баку. И в 1879 году он основал Товарищество нефтяного производства братьев Нобель. Белямин писал устав Товарищества, но главное – именно ему доверили важнейшую задачу организации сбыта чёрного золота.
    Конечно, перевозили нефть и до 1870-х, но чуть ли не единственным транспортным средством тогда был… ишак. Белямин развернул широкие перевозки нефти пароходами – по Каспийскому морю и Волге. По его инициативе во всех поволжских городах, где были железные дороги, устроили наливные станции. А во многих городах империи появились склады для продажи керосина. Он разрабатывал и усовершенствовал конструкции первых вагонов-цистерн, условия пропуска и срочного возврата частных наливных вагонов по железным дорогам страны.
    Когда в 1883 году открылась магистраль Баку – Тифлис – Батум и появилась возможность сбыта нефти за границу, Белямин решил задачу преодоления малой пропускной способности дороги, сделав расчёты по перекачке керосина по трубопроводу. И организовал транспортировку топлива по первому построенному в стране 60-вёрстному керосинопроводу. Так подешевевшие российские нефтепродукты пошли в Англию, Бельгию, Италию…
    Словом, неудивительно, что после смерти Людвига Нобеля в 1888 году Товарищество возглавил Михаил Белямин. Но он не гнался за славой и должностями, и когда понял, что возраст и здоровье не позволяют ему с прежней энергией вести дела, в самом конце ХIХ века дал дорогу молодым. А сам, купив у семьи выдающегося акушера Кронида Славянского усадьбу Межутоки (или «Моё удовольствие») при озёрах Островитое и Немега (в 35 верстах от Бологого), стал уделять больше внимания семье. К тому времени Россия, увеличившая добычу нефти с 1,7 до 633 млн пудов, вышла на первое место в мире, обойдя прежнего лидера – США.
    Михаил Белямин скончался в 1908 году в тот же день, что и его друг Людвиг Нобель, ушедший из жизни за 20 лет до этого. Увы, надгробие над могилой Михаила Яковлевича на Новодевичьем кладбище в Петербурге не сохранилось, как и на расположенной неподалёку могиле Славянского. А вот в их усадьбе Межутоки устроили базу отдыха.

    Алексей Островский



        Copyright ©  30.09.1933 - 09.12.2016  ЗАО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "ОМ-Экспресс" / www.oktmag.spb.ru
        При полном или частичном использовании материалов гиперссылка (hyperlink) на oktmag.spb.ru обязательна.
        Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
        Пишите нам: oktmag@om-express.ru; Отдел рекламы: reclama@om-express.ru; Webmaster: webmaster@oktmag.spb.ru
    Рейтинг@Mail.ru